Oldsmobile Toronado

Премьера полноразмерного автомобиля категории luxury Oldsmobile Toronado состоялась 29 июля 1965 года, а с осени того же года на заводе концерна General Motors в Lansing (Michigan) начался его серийный выпуск. В данном классе модель конкурировала с Ford Thunderbird, Buick Riviera и Cadillac Eldorado. Toronado производился до 1992 года в четырех поколениях. Oldsmobile Toronado выпускался на единой с Buick Riviera и Cadillac Eldorado платформе Е. Он имел кузов 2-дверное купе и был переднеприводным. Можно утверждать, что именно Oldsmobile Toronado явился «первенцем» нового стилевого направления второй половины 60-х годов — «Muscle cars».

Производство первого поколения модели продолжалось по 1970 год. Toronado имел более чем внушительную базу 3023 мм; длина машины менялась: 5359 мм (1966 — 1967 годы), 5375 мм (1968) и 5456 мм (1969 — 1970), ширина была 1994 мм, а высота – 1341 мм; при колее 1613/1600 мм. Снаряженная масса автомобиля достигала 1955 кг, причем распределение веса между передней и задней осями составляло 60,3:39,7%.

Внутреннее пространство 5-местного Toronado было несколько ограниченное, что не удивительно, учитывая специфику автомобиля. Благодаря особой компоновке силовых элементов пол в салоне был ровный. Удлиненные двери обеспечивали достаточно комфортную посадку пассажирам на ковшеобразные передние и задние сиденья.

Автомобиль оснащался бензиновыми двигателями Rocket OHV V8 объемом 7 л с максимальной мощностью 385 л.с. (4800 об) и крутящим моментом 644 Нм (3200 об). Несмотря на приличный вес динамика модели такова, что разгон до 60 миль/ч (97 км/ч) занимал всего 7,5 с, а максимальная скорость достигала 217 км/ч. С 1968 года начался выпуск машин с более мощным 7,5-литровым двигателем (375 л.с./4400 об и 400 л.с./5000 об для версии W-34). Крутящий момент стал еще больше — 691 Нм/3000 об и 678 Нм/3200 об соответственно. Двигатели агрегатировались со сверхпрочной 3-скоростной автоматической коробкой передач Turbo-Hydramatic.

Подвеска на Toronado устанавливалась торсионная спереди и многолистовая рессорная сзади: несколько жесткая, зато обеспечивавшая курсовую устойчивость в поворотах. Тормозные механизмы изначально устанавливались барабанные, а так как это стало слабым звеном конструкции машины, уже с 1967 года опционно стали поставляться передние дисковые вентилируемые тормоза. Несмотря на это в 1966 году Toronado стал «Автомобилем года» по признанию американского журнала Motor Trend и заслужил несколько других титулов от автомобильных изданий. В первые два года его выпуск составил 40963 и 22062 машины соответственно.

Toronado второй генерации производились в период 1971-1978 годов. Внешне автомобиль стал больше походить на традиционные представительские седаны, габариты увеличились (база возросла на 7,6 см). Впервые были использованы повторители стоп-сигналов и подушки безопасности. Обивка салона была велюровая, тканевая или кожаная. Заднее сиденье имело подлокотник и было раздельным в соотношении 2:3. Как и положено роскошным автомобилям, Toronado имел длинный список стандартного оборудования, в том числе усилитель руля, его регулировку по высоте и вылету, электрические часы, ковры и литые колесные диски, кондиционер, AM/FM стереоплеер, круиз-контроль, электрические стеклоподъемники и центральный замок.

С 1971 года в свете ужесточившихся требований по контролю за состоянием окружающей среды мощность 7,5-литрового двигателя была понижена до 350 л.с., в 1972 году – до 250 л.с., а в 1976 году она стала равна 215 л.с. В 1977 году начался выпуск меньшего по объему 6,6-литрового мотора. 3-скоростная автоматическая трансмиссия осталась без изменений. Передняя торсионная подвеска сохранилась, сзади появились пружины взамен рессор. В базовом оснащении стали применяться дисковые тормоза с датчиками износа тормозных накладок.

С 1979 по 1985 год производилось третье поколение популярной модели. Автомобиль стал меньше: колесная база сократилась до 2896 мм, длина — до 5182 мм. Линейка силовых агрегатов включала моторы Rocket V8 5,7 л, 5,0 л, в период с 1981 по 1983 год — 4,1 л версии Buick V6, а также дизель V8 5,7 л. Последние два двигателя не были популярными и их применение было ограничено. С 1982 по 1985 год на автомобиль стала устанавливаться 4-скоростная автоматическая коробка передач Turbo-Hydramatic 325-4L.

Последнее, четвертое, поколение Cadillac Toronado было представлено покупателям в 1986 году. Габариты еще уменьшились: длина 4763 мм (1986-1988) и 5088 мм (1989-1992), ширина 1798 мм (1986-1988) и 1849 мм (1989-1992), высота 1346 мм и 1354 мм соответственно, а база — 2742 мм. Внутренние размеры автомобиля составляли 1920/1481/1092 мм, а объем багажника 397 л. Снаряженная масса машины 1569 кг, минимальный дорожный просвет – 152 мм.

Двигатели V8 были исключены из производственной программы, остались только 3,8-литровые V6 силовые установки от Buick (170 л.с./4800 об, 327 Нм/3200 об). Они агрегатировались с 4-скоростной автоматической трансмиссией 4T60. Внутреннее оснащение, как и на предыдущих версиях, было роскошным и включало практически все возможные для автомобиля опции.

Вторая половина 80-х годов принесла серьезный спад продаж модели, что было вызвано в значительной мере конкуренцией со стороны среднеразмерных и более дешевых автомобилей, таких, например, как Pontiac Grand Am. В 1987 году руководство отделения Oldsmobile попыталось выйти из этой ситуации, запустив в производство версию Toronado Troféo, оснащенную кожаными спортивными сиденьями, двойной выхлопной системой и жесткой подвеской; размеры этой версии были значительно увеличены, а экстерьер выполнен подчеркнуто агрессивным. Однако реализация машин продолжала снижаться, и в 1992 году производство модели было прекращено.